Статьи о здоровье

05.09.2014

За здоровое детство

Здоровый образ жизни.JPG

Здоровье детей – это область взаимных интересов не только родителей, но и различных структур и ведомств, таких как система здравоохранения и система образования. Формирование здорового образа жизни у детей должно осуществляться фактически с момента их рождения. В самом раннем детстве оно главным образом определяется правильным вскармливанием детей. С момента начала осознанного поведения ребенка это культура рационального питания, позитивное отношение к физической активности и негативное отношение к вредным для здоровья привычкам.

В связи с тем, что снижение и профилактика заболеваемости детей и подростков является одной из актуальных медико-социальных проблем, в Челябинской области сложилась традиция проведения в начале учебного года информационно-образовательной акции «За здоровое детство». Согласно плану проведения областных профилактических акций, с 27 августа по 27 сентября проводятся межведомственные акции, посвященные сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Цель акции – усиление мер по охране здоровья детей и формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни. Охрана здоровья детей и подростков – одна из важнейших задач профилактической медицины. Это обусловлено высокой общественной значимостью ранней стабилизации здоровья подрастающего поколения и сохранения здоровья в критические периоды развития и роста. Таким образом, основные задачи акции:

-     поднять уровень знаний о своем здоровье у самих детей разных возрастных групп и научить ценить его;

-        повысить уровень их гигиенической культуры;

-        объединить усилия родителей и педагогов в воспитании здорового ребенка.

 Одним из важных моментов укрепления и сохранения здоровья детей и подростков является формирование у них здорового образа жизни, поэтому гигиеническому обучению и воспитанию предается большое значение. Мероприятия по этому разделу профилактической медицины должны носить непрерывный и комплексный характер, побуждать детей и подростков к активным и сознательным действиям, направленным на:

-    улучшение собственного физического и психического здоровья;

-    отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

-    нетерпимое отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих;

-    сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.

  В основу гигиенического обучения и воспитания по формированию здорового образа жизни поставлена задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности. Более чем у половины учащихся школ не закреплены элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены.

 Гигиеническое воспитание и обучение детей складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы в образовательных учреждениях, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинским персоналом учреждений, руководителями кружков, клубов, объединений, родителями в повседневной жизни.

  Существенный компонент гигиенического воспитания – личная гигиена. Личная гигиена – важнейшее средство активного отношения человека к своему здоровью.

  Подросток должен руководствоваться не только правилами индивидуальной гигиены, но также обладать необходимыми навыками в области психогигиены и усвоить определенные нормы поведения, образ действий, формы обхождения, принятые в цивилизованном обществе и, в конечном итоге, направленные на формирование здорового образа жизни.

Гигиеническое воспитание детей и подростков – комплексная и многоплановая деятельность. В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходит усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни могут быть включены в учебно-воспитательный процесс.

  Необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, детский сад, школа, начальные и средние специальные, высшие учебные заведения, трудовые коллективы, неформальные объединения).

  Только совместными усилиями возможно сохранить и укрепить здоровье наших детей и подростков, а следовательно обеспечить им надежное и плодотворное будущее!

 

 Наталья Александровна Низамутдинова,

Фельдшер по гигиеническому обучению и воспитанию

МКМУ «Центр медицинской профилактики»


Назад к списку статей

A